|
Главная » 2010 » Март » 18 » Снежный крейсер
|
Идея постройки огромного вездехода для Антарктики принадлежит
полярному исследователю контр-адмиралу Ричарду Бэрду. В 1934
году, чуть не замерзнув в отрезанной непогодой снежной пустыне
Антарктиды, он решил придумать нечто такое, что стало бы для полярников и
теплым уютным домом, и надежным средством передвижения по льдам и
торосам.
Вместе с профессором Томасом Поултером они смогли выбить в
конгрессе США деньги на этот амбициозный проект, названный Snow
Cruiser («Снежный крейсер»).
Деньги были получены и в 1939 году началось строительство Snow
Cruiser, которое заняло менее 4 месяцев, включая ходовые испытания.
Машинка получилась не маленькая: 34-тонный монстр
длиной 17 метров, высотой 4,9 метра и шириной 6
метров.
Далее «снежный крейсер» своим ходом прошел 1700 китлометров от Чикаго
до Бостона и был погружен на судно North Star, чтобы успеть к очередной
полярной экспедиции.
Продолжение читайте ниже.
Автомобиль
был красного цвета, для того чтобы его было хорошо видно в Антарктиде
1 ноября 1939 года. Редкий цветной снимок: "Крейсер" въезжает в Огайо
Пришлось перекрывать движение и разгонять толпы любопытных, буквально
кидавшихся под огромные трехметровые колеса.
Куда бы ни заезжал Antarctic Snow Cruiser по пути в Бостон, везде его
неизменно встречали восторженные толпы
Этот пробег и стал единственным ходовым испытанием Snow Cruiser, что и
сыграло с ним злую шутку в Антарктиде. Снег оказался совсем непохожим
по свойствам на асфальт.
Технологии
Как вращать колесо диаметром три метра? Нечего было и думать о
подведении к каждому карданного вала — все механизмы должны были быть
спрятаны внутри корпуса, чтобы их можно было чинить, не выходя на мороз.
К тому же все четыре колеса ради маневренности могли поворачиваться,
так что «крейсер» мог плыть по снежной глади не только вперед или назад,
но и под углом.
Создатели применили схему дизель-электрохода: два двигателя по 150 л.
с. вращали роторы двух генераторов, а колеса приводили во вращение
встроенные в каждое (места хватало) электромоторы по 75 л. с. Вам
кажется, что для такой махины силенок явно маловато? А вот конструкторам
почему-то так не показа- лось, а зря... Впрочем, на шоссе Snow Cruiser
развивал аж 48 км/ч. А зачем ему больше? Моторы и так получились на
редкость прожорливыми, хорошо хоть, что в огромные баки можно было взять
9463 литра солярки (этого должно было хватить на 8000 километров
пробега). И, кстати, внутри этого монстра экипаж из пяти человек и
Лабрадора Нави мог прожить в автономном режиме целый год — еды и тепла
хватило бы. Еще одна особенность «крейсера» — втягивающиеся на 1,2 метра
колеса: это было необходимо, в частности, для преодоления широких
расщелин.
Вот так крейсер должен был преодолевать трещину шириной до 15 футов:
задние колеса надвигали на неё нос со втянутыми передними колесами.
Потом втягивались задние, а передние, напротив, выпускались и вывозили
машину «на другой берег». Процедура включала 20 операций и в отсутствие
компьютеров отнимала много времени.
12 января "Полярная звезда" бросила якорь в Заливе кита. И чтобы
Cruiser смог покинуть борт, из тяжёлой древесины был построен
специальный скат, который при разгрузке начал разваливаться, так что
только мастерство Поултера, сидевшего за рулём и в нужный момент давшего
полный газ, позволило монстру съехать на безопасный лёд.
Не будем описывать все перипетии разгрузки Snow Cruiser в Антарктиде,
скажем лишь, что колеса тяжелой машины, погружавшиеся в снег более чем
на 0,9 метра, начинали беспомощно прокручиваться, а двигатели
перегревались. Снег, в отличие от асфальта, проминался, и колеса все
время оказывались в яме, а выехать из нее не хватало мощности.
Единственной возможностью пройти хотя бы 148 километров оказалось...
движение задним ходом (спасибо «правильной» развесовке носа и кормы, а
также профилю днища и свесам).
Крейсер должен был пересечь всю Антарктиду вдоль и поперек (см.
стрелки), но смог проехать едва полтораста километров — от базы Little
America («Маленькая Америка») до первого поворота маршрута, да и то
задним ходом.
Впрочем, существование в уютных каютах рядом с теплыми дизелями
оказалось весьма комфортным, и крейсер встал на вечный прикол в качестве
базы для полярников. Учёные экспедиции даже провели небольшую серию
научных экспериментов. Потом его занесло снегом, и лишь длинный
бамбуковый шест выдавал место «подземного» лагеря. Потом война
отодвинула полярные исследования на второй план, и только в 1958 году
учёные из международной организации IGY установили точное
местонахождение "Крейсера", отправились в Антарктиду и откопали машину,
посмотрели и уехали. Остаётся только догадываться, что после этого
случилось с необычайным транспортным средством. Приблизительное его
местоположение известно, но Snow Cruiser никто никогда больше не
находил. А, быть может, и не искал. По одной из версий, машина
оказалась на плавучей льдине, вышла на ней в море и утонула. Другой,
более интригующий для американцев вариант — это возможное попадание
"Крейсера" в руки СССР, и увезли машину для изучения в Сибирь. Во всяком
случае, так писали некоторые газеты той поры. Что, конечно, крайне
маловероятно, ведь русские при вывозе машины должны были столкнуться с
теми же самыми трудностями, что и члены экспедиции из США.
Источник материала: http://www.publishe.ru/
|
Просмотров: 532 |
Добавил: den
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Чудо копилка |
Ты зашел на сайтик мой,
Брось копейку и будь спокоен.
За это тебя ни кто не обидит,
А, конечно же, поблагодарит!!! |
|